Педагогические аспекты свободного воспитания в дошкольных учреждениях

Ноябрь 22nd, 20127:56 пп

0


Педагогические аспекты свободного воспитания в дошкольных учреждениях

Концепция свободного воспитания появилась в педагогике во 2-й по­ловины XIX — начала XX вв. Она сделала акцент в образовательном процессе, прежде всего, на индивидуальность воспитанника. Теории и практика свободного воспитания категорически отрицали воспитание и систематическое обучение, основанное на подавлении личности ребён­ка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонни­ков свободного воспитания — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.

Идеи свободного воспитания неразрывно связаны c педагогическими взглядами Ж.-Ж. Руссо. В работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общест­венном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей;

во всяком другом случае оно вредно». Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же да­ется тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Именно его теория положила начало развитию педагогических концеп­ций, течений, движений в XIX — XX вв.

Движения «Новое воспитание», «Свободные школы», «Свободное воспитание», системы Ф. Фребеля, Р. Штайнера, М. Монтессори, Д. Дьюи; опыт В. Джорджа, Р. Кузинэ, П. Робена, М. Вернэ, С. Т. Шацкого и других. Все это результат развития теории Руссо.

Педагогическое явление свободного воспитания имеет свою историю и в нашей стране. Не вызывает сомнений то, что учение французского мыс­лителя оказало определённое влияние на развитие отечественной педаго­гической мысли. Однако историки отмечают, что отечественная гумани­стическая традиция складывалась задолго до XIX века, периода, когда в стране наблюдался пик общественно — педагогического движения.

Свободное воспитание является разновидностью универсального гума­низма, нашедшего в России воплощение в теории и практике Л.Н. Толстого. В период Революции 1905-1907 гг. в России и особенно после её подавления сторонниками свободного воспитания были С.Т. Шацкий, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, К.Н. Вентцель.

Идеологическая основа свободного воспитания — экзистенциализм (позднелатинский exsisientia — человеческое существование). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть не что иное, как нахождение самого себя среди других. Последователи данного направления считают истиной «субъективность», a, следовательно, на­ходят её в себе, исследуя структуру своих собственных переживаний.

B едином педагогическом процессе формирования личности воспита­ние имеет свои задачи, содержание, способы его реализации и конечные результаты. Если конечным результатом обучения являются знания, то в результате воспитания формируется отношение. Поэтому отношение, в отличие от знаний, которые усваиваются «с нуля», базируется на знани­ях, понимании, эмоциональных переживания.

Таким образом, в разностороннем развитии личности обучение и раз­витие должны предшествовать воспитанию, сопутствовать и опережать его. Но и воспитание оказывает обратное влияние на развитие дошколь­ников и обучение учащихся все возрастов. Поэтому процесс воспитания выделяется в особое направление педагогической деятельности дошко­льных и внешкольных учреждений, школы, родителей, социальных ра­ботников и имеет свои закономерности и специфические особенности.

Свободное воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс социального влияния (научно-технического прогресса, эконо­мической, политической и духовной жизни общества, современных электронных средств массовой информации) на сознание и поведение подрастающего поколения. Детей с дошкольного возраста и до выпуска из школы сопровождает целенаправленное воздействие родителей, свер­стников, система обучения и воспитания под руководством педагогиче­ского коллектива дошкольных и внешкольных учреждений, школы и общественных объединений, которые оказывают решающее влияние на формирование социально ценных качеств личности будущего граждани­на и патриота своей страны.

Главная цель свободного воспитания — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гумани­стические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцве­та индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Принципы свободного воспитания:

  •    школы организуются при участии учащихся и их родителей;
  • учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы;
  • все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии;
  • учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения.

На данный момент принципы свободного воспитания успешно приме­няют ряд дошкольных учреждений города Минска. Примером может по­служить Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 395» г. Минска. Данное учреждение работает по системе, разработанной Мари­ей Монтессори. Идеи индивидуального подхода, свободы выбора, способ­ность не мешать воспитаннику — все это находит здесь свое отражение.
 

Администрация проекта Rustudent.com просит помощи в поиске автора данного материала и его первоисточника, поскольку данная статья поступила в редакцию без этой очень нужной нам информации.